ПРОГРАММА ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ
Пример международного сотрудничества
в области образования для устойчивого развития
Общая информация
Программа Эко-школы/Зелёный флаг, направленная на экологическое образование, менеджмент и сертификацию школ, проводится на четырёх континентах Международной организацией по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education — FEE). Международный координационный центр программы находится в Португалии в Лиссабоне. Международный координатор — госпожа Эстела Перейра. Программа появилась в 1994 г. в ответ на задачи, поставленные Международной конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992), и сразу же приобрела статус международной, т.е. проводящейся по единым правилам во всех странах-участницах. На начальном этапе программа проводилась только в европейских странах и при финансовой поддержке Европейской Комиссии.
В России программа проводится под названием «Эко-школы/Зелёный флаг» Санкт-Петербургской общественной организацией «Санкт-Петербург за экологию Балтики», которая является членом Международной организацией по экологическому образованию с 2002 г. Координатор программы по России — Ольга Георгиевна Мадисон. Осуществление программы началось с 2002/2003 учебного года в рамках российско-датского проекта, поддержанного программой малых грантов Датского совета по отдыху на природе.
В 2003 г. в России был создан постоянно действующий Национальный комитет, в состав которого вошли представители общественных организаций Северо-Запада России, администрации Санкт-Петербурга, Законодательного собрания Санкт-Петербурга и муниципальных образований. В настоящее время зона его работы расширяется вместе с географией программы в России
Эмблема международной программы Эко-школы/Зелёный флаг
Эмблема международной программы Эко-школы/Зелёный флаг
В настоящее время в программе участвует более 29 000 школ в 49 странах мира, более 6,5 миллионов детей, 500 тысяч педагогов. Более 8 000 школ награждены Зелёным флагом. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национальном уровне, на основании сданного школой отчёта о проделанной работе, и утверждается международным координатором.
Флаг вручается на один год. Зелёный флаг — это хорошо известный в Европе и за её пределами престижный экологический символ. В Калининградском регионе награда ежегодно вручается в Правительстве области.
Зеленый флаг вручается всем образовательным учреждениям (школам, детским садам, учреждениям дополнительного образования), которые успешно работают по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития.
Важной особенностью программы является то, что на решение о присуждении Зелёного флага влияет не количество школ, сдавших отчё ты, а только успешная работа самой школы
Вручение Зелёного флага в Калининградской области
К флагу выдаётся сертификат установленного образца. Сертификат
подписывается международным координатором и национальным координатором. После проверки отчетов международный координатор оформляет сертификаты и высылает их все национальному координатору, который ставит свою подпись, дату и печать своей организации.
Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 14001/EMAS.
1. Создание Экологического совета школы
Совет организует и направляет деятельность школы. В состав Совета обязательно входят учащиеся, учителя, технический персонал, родители и представители местной администрации. Кроме этого, в Совет могут, также, входить представители отделов образования, коммерческих фирм и других организаций. Интересен опыт школ Калининграда и Калининградской области, включающих в состав совета выпускников школ, и подход Колпинского Дворца творчества детей и молодёжи, в Экологический совет которого приглашены представители местных предприятий-природопользователей.
2. Исследование экологической ситуации в школе и её ближайшем окружении
Масштаб исследования определяет Совет. Исследование начинается с определения воздействия школы на окружающую среду и касается таких вопросов, как мусор, потребление воды и энергии, озеленение пришкольной территории, каким транспортом добираются в школу ученики и учителя.
3. Разработка плана действий
Информация, полученная на 2 этапе, используется при составлении плана действий для решения одной или нескольких проблем, выбранных Советом. В плане формулируются цели работы и конкретные практические шаги по снижению вредного воздействия и улучшению состояния окружающей среды. Например, раздельный сбор некоторых видов отходов (бумага, пластиковые упаковки и т.п.) и направление их на переработку, применение безопасных для окружающей среды чистящих средств, своевременное выключение света и др. Важно, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми в течение одного учебного года. Совет утверждает план, а разрабатывать его может и вся школа, и приглашенный эксперт – это не регламентируется.
4. Мониторинг и оценка выполнения плана
Периодический контроль за соответствием деятельности школы разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели и, при необходимости, корректировать действия. Проводятся Экологическим советом школы или, по решению Совета, привлечённым со стороны экспертом.
5. Включение экологической тематики в школьные курсы
Различные аспекты таких тем, как мусор, вода, энергия изучаются школьниками на всех предметах. Вся школа принимает участие в практических мероприятиях, например, по экономии воды и энергии, уменьшению объёмов мусора, его раздельному сбору и т.д. Таким образом, экологическое образование интегрируется в школьную программу. Разрабатываются методические материалы по использованию экологической тематики на уроках. Важно отметить, что не требуется включать выбранную тематику во все предметы сразу, а можно начинать с нескольких и постепенно расширять их список.
6. Предоставление информации и сотрудничество
Школа устанавливает связи с другими организациями (другими образовательными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, коммерческими фирмами, местной администрацией и т.д), сотрудничает с ними, используя их опыт или привлекая их в качестве экспертов, а также проводит совместные мероприятия. Для освещения работы можно привлекать и средства массовой информации. В своей деятельности школа учитывает интересы района города, села. Это значит, что если, например, в поселке остро стоит проблема загрязнения местной речки, то школа может (хотя и не обязана) выбрать тему «Вода», хотя для самой школы, может быть, тема «Мусор» актуальнее.
7. Формулировка и принятие Экологического кодекса
Экологический кодекс разрабатывается в каждой школе. Он отражает стремление школы в целом и каждого её обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды.
В школе должна быть информационная доска со всей информацией, кроме того, члены Экологического совета доводят информацию до своих классов или параллелей;
распределение обязанностей часто идет по принципу, кто предложил, тот и делает, т.е. классы предлагают включить в план какое-то мероприятие или направление и потом за него и отвечают, но возможно и централизованное распределение обязанностей Экологическим советом. В этой программе вообще мало указаний сверху и много инициативы снизу, поэтому она мне и нравится – есть простор для исследований, инноваций, творчества и истинно демократических (как это не банально звучит) подходов в организации всей деятельности.
Программа имеет 4 обязательные темы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата». В большинстве стран-участников помимо этого образовательное учреждение может выбрать другие темы, если они считают их более актуальными для своего региона или населённого пункта. Наиболее популярными в России следующие темы: «Вода», «Мусор», «Энергия», «Природа и Биоразнообразие», «Школьный двор», «Здоровый образ жизни», «Изменение климата», «Культурное наследие», «Активная гражданская позиция», «Разумное потребление». По решению, принятому на ежегодной встрече национальных координаторов, все темы, кроме приоритетных, должны согласовываться с международным координатором по каждой стране отдельно.
Количество Зеленый флагов, которые может получить школа, неограниченно, т.е. флаги присуждаются по одному в год, а участвовать можно хоть несколько десятилетий подряд. Каждый раз повторяются все 7 шагов. Экологический совет ежегодно переизбирается или, по крайней мере, вместо выпускников приходят малыши, состав Совета может корректироваться самой школой или предыдущим составом до окончания его полномочий по ситуации. Каждый раз проводится исследование экологической ситуации, ведь на нее влияют не только внутренние факторы – работа школы по выбранной проблеме, но и внешние – ситуация на местах, в регионе, и даже в мире. Экологический кодекс тоже может дополняться или приниматься каждый год по новой теме отдельно. На самом деле, не обязательно каждый год брать новую тему. Можно расширять и углублять работу по одной и той же теме, например, включать ее в большее количество предметов, разнообразить мероприятия, расширят охват аудитории и т.д.
В рамках проекта на основе датских информационных материалов и практических наработок российских и датских учителей было составлено и издано пособие «Международная программа Эко-школы. Как получить Зелёный флаг в России». В этом же пособии появился и символ российской версии программы Эко-школы/Зелёный флаг — ёжик, придуманный Ольгой Вячеславовной Орфинской, экспертом по древнему текстилю, художником-любителем и просто замечательным человеком.
Вся российская команда проекта думала над выбором существа, которое у всех вызывало бы положительные эмоции и приятные ассоциации. Остановились на ёжике — он может жить в лесу и в доме, во всех мультфильмах, которые вспоминаются из детства, ёжик всегда трудолюбивый, справедливый и заботливый. А таким симпатичным его сделала Ольга Вячеславовна.
В российской программе целая коллекция ёжиков на все случаи жизни. Главный ёжик — с флагом, для бланков и презентаций часто используется ёжик с яблоком, похожим на земной шарик (слева), для номера страницы в каком-либо печатном издании — ёжик на веточке (справа) и т.д.
Опросы российских участников показывают, что в результате работы по программе:
улучшается состояние окружающей среды, и не обязательно только у школы, все зависит от того, что ребята делали, может быть они чистили местную речку, или, как в поселка Большое Исаково Калининградской области превратили заброшенный пруд из местной нелегальной свалки в поселковую зону отдыха, можно говорить и о более глобальных улучшениях, например, своей экологической деятельностью школа вносит вклад в снижение выброса парниковых газов и т.д.;
у учащихся воспитывается ответственность, т.е. дети учатся брать на себя ответственность в принятии решений и за их последствия, и формируется гражданская позиция;
обобщается и систематизируется работа по различным экологическим темам и аспектам устойчивого развития;
налаживается сотрудничество с местными жителями и различными организациями, а также с местной администрацией;
улучшается социальный климат в школе;
снижается энерго- и водопотребление, уменьшается количество отходов;
школа получает дополнительные средства, например, за сдачу вторсырья на переработку или экономию электроэнергии;
расширяются знания об окружающей среде;
в существующие школьные курсы вносится экологический аспект;
создаётся возможность проведения интегрированных уроков;
повышается квалификация учителей;
применяются новые методики;
создаются новые методические материалы;
школы (по их заявке) вносятся в международную базу данных эко-школ;
представленная школой информация о её деятельности размещается на международной страничке программы в Интернете www.eco-schools.org;
расширяется международное сотрудничество учебных заведений;
предоставляется возможность участия в международных программах и проектах эко-школ.
Ежегодно в начале июня в рамках международной конференции «Учёба в течение всей жизни: непрерывное образование для устойчивого развития» проходит круглый стол «Международная программа Эко-школы/Зелёный флаг — модель довузовского образования для устойчивого развития», на котором участники делятся опытом и планируют дальнейшее сотрудничество. На круглый стол приглашаются эксперты с тематическими лекциями по экологическим и социально-экономическим вопросам. Координаторы и участники проектов делают краткие сообщения о наиболее интересных результатах и возможности их использования. Во время конференции представителям образовательных учреждений-участников программы вручаются благодарственные письма, грамоты и, конечно же, Зелёные флаги с сертификатами.
Несмотря на то, что Россия участвует в программе относительно недавно, нами уже внесены в международный координационный центр некоторые предложения для расширения и оптимизации внедрения программы. Как, например,
• обязательная поддержка местной администрацией работы учебного заведения и участие её представителя в работе Экологического совета;
• вовлечение в программу детских садов и учреждений дополнительного образования;
• обязательное участие всех учеников и сотрудников школы в обсуждении и осуществлении плана действий, в разработке и принятии Экологического кодекса поведения, проводимых в учреждении мероприятиях.
Наши уникальные подходы — это создание информационно-методических центров развития программы на базе наиболее успешных учебных заведений-участников, а также работа через региональных операторов — местные общественные организации.
Информационно-методические центры участвуют в международных и межрегиональных проектах, делятся опытом своей работы по программе, проводят информационные семинары о программе на местах, принимают на своей территории тематические тренинги и круглые столы
Заключение
Программа Эко-школы/Зелёный флаг проводится в каждой стране национальной общественной организацией-членом Международной организации по экологическому образованию (FEE). Несмотря на это в ряде стран, например, в Швеции, Шотландии, Ирландии участие школы в программе рассматривается как обязательное для успешного прохождения школой государственной аттестации.
Программа Эко-школы/Зелёный флаг способствует воспитанию подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем страны в целом) на путь устойчивого развития. Поэтому в официальном Меморандуме о взаимопонимании с UNEP (Экологической программой ООН), подписанном в 2003 году, программа Эко-школы названа глобальной моделью образования для устойчивого развития.
Желающие присоединиться к программе могут обратиться к координатору программы по России (olgamadison@yahoo.com) или к региональному оператору и подать письменное заявление с 15 июня по 15 октября с просьбой включения в программу с текущего учебного года.